В республиканском Музыкальном театре состоится по-своему уникальная премьера
«Тореадор, смелее в бой!». Кто не знает этого бессмертного произведения? «У любви как у пташки крылья...» Даже если читатель не знаком с либретто, то уж мелодию, на которую положены эти стихи, слышал каждый. Речь идет, конечно же, о «Кармен» Жоржа Бизе. В первые дни зимы - 1 и 2 декабря - на сцене Музыкального деатра Карелии состоится по настоящему громкая премьера.


Режиссер Ю.Александров и балетмейстер Н.Калинина

Шаг достаточно смелый для карельского театра. И дело вовсе не в масштабности произведения - после успеха «Ромео и Джульетты», «Травиаты», «Щелкунчика» наши актеры доказали, что способны справиться не только с детскими сказками.

Над «Кармен», выражаясь высокопарным языком, витает облако проклятия. Премьера оперы состоялась в Париже в театре «Opera Comique» 3 марта 1875 года и закончилась скандалом. Правда, поводом послужила не плохая игра актеров или проходная музыка. Тогда автора обвинили в безнравственности, поскольку свободное проявление чувств цыган, контрабандистов, солдат, работниц табачной фабрики - простых людей из народа - претило ханжеской буржуазной морали. Сегодня такой сюжет не может никого шокировать, однако первое неприятие сыграло свою роль: с тех пор «Кармен» считается очень сложным для постановки - большинство попыток ожидает та же судьба, что и премьеру. Хотя это вовсе не означает, что каждая постановка обязательно провальна. Многие помнят успех Виктюка с Ириной Апексимовой в главной роли или постановку Большого 2008 года. Впрочем, если полистать интернет, можно увидеть такое обилие критики в адрес этих постановок, каким не блещут, наверное, никакие другие спектакли.

Одним из первых среди современников Бизе музыку «Кармен» оценил П. И. Чайковский. «Опера Бизе, - писал он, - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими. Если в 1876 году «Кармен» надолго исчезла из репертуара парижских театров, то за рубежом - в Вене в 1875-м, Петербурге в 1878-м и во многих других городах Европы ее успех был поистине триумфальным. И до сих пор опера Бизе является если не самыми популярными, то явно в первой пятерке самых известных и сразу узнаваемых произведений мировой классики.

В карельской столице будет поставлена «Кармен» впервые. На эксперимент решился режиссер из Санкт-Петербурга Юрий Александров, который обещает любителям театра поистине фантастическое зрелище. И для самого режиссера работа над оперой тоже станет премьерой. По признаю Александрова, он долгие годы всячески оттягивал этот момент, не рискуя брать на себя такую ответственность. Но в конце концов спустя 40 лет творческих раздумий «час че» настал.

Юрий Александров постарался воссоздать оперу такой, какой она была задумана Бизе, то есть вокальные партии будут чередоваться с разговорными сценами. Для того чтобы публике было понятно содержание, говорить артисты будут по-русски, а петь по-французски. Причем перевод текстов арий впервые можно будет прочитать на «бегущей строке».

Как считает режиссер, современным делают спектакль не внешние атрибуты: костюмы, поведение героев, а внутреннее содержание. Ю.Александров неоднократно обращался к женской теме и положению женщины в обществе в своих постановках «Травиаты», «Евгения Онегина», «Чио-Чио-сан», «Тоски» и других опер. Героини многих произведений - тонкие, чувственные, жертвенные или сильные натуры. Жесткая и циничная Кармен - полная противоположность им. Она выбирает в жизни более легкий путь, отрицающий нравственное начало. Попытка полюбить Хозе, изменить себя, пробудить в себе настоящую женственность терпит неудачу. Трагедия Кармен заключается в невозможности вырваться из порочного круга. Сегодня эта опера, по словам Ю.Александрова, особенно актуальна, поскольку сегодня идет процесс ожесточения женщины, сегодня в моде именно такие «мускулистые бабы», а чувственность и женственность уходит на второй план.



Сейчас в театре полным ходом идут репетиции. Причем уникальность этой постановки будет в том, что она рассчитана на два разных состава солистов. Поэтому в декабре состоятся сразу две премьеры. Режиссер не пытался, как он сам выразился, «втиснуть исполнителей в заранее придуманную схему», а исходил из индивидуальности каждого артиста. Спектакли, наверняка, получатся разными. У зрителей есть возможность увидеть оба и сравнить.



С артистами театра работает балетмейстер из Санкт-Петербурга Надежда Калинина. Она уже успел оценить творческий потенциал карельских артистов. По словам хореографа, для рефоматорских решений такого художественного руководителя, как Кирилл Симонов, всегда хорошо иметь молодую труппу, которые тоже пытались бы экспериментировать. Это порадовало и по-хорошему удивило удивло Надежду Калинину. Заинтересовало и то, что в репертуаре труппы есть не только классические произведения, но и современные. Это говорит о многогранности труппы и о том, что актеры владеют разными языками балета, и профессиональный кругозор их широк.



«Я творю по ходу, работаю этюдно, - говорит Надежда. - Сочиняю партии прямо под артистов, и не одеваю на каждого свое одеяло. Поэтому здесь нет чистого стилистического языка».

1 и 2 декабря состоятся громкие премьеры уникальной по-своему оперы в уникальной по-своему постановке. Оперы, которая входит в тройку самых популярных в мире наряду с «Травиатой» Дж. Верди и «Фаустом» Ш. Гуно.
Следить за новостями