Спектакль "Золушка" станет последней работой Кирилла Симонова в Карелии
Необычный это балет. За "Золушку" Прокофьев взялся после успеха своего балета "Ромео и Джульетта". Он писал его специально для Галины Улановой, исполнительницы роли Джульетты, которая произвела на композитора огромное впечатление. Создавался балет в суровые военные годы, с 1940 по 1944 годы. Это было непростое время для страны, и для самого композитора - его супруга, испанка Лина Кодина, отбывала срок в лагере. И все те невзгоды, обрушившиеся на страну, нашли отражение в музыке Прокофьева. Премьера балета состоялась уже после войны, 12 ноября 1945 года. И зрители увидели уже не ту детскую сказку, которую мы все помним в изложении Шарля Перро, но трагичное, романтичное, а иногда очень страшное произведение.
"Золушка" является одним из лучших балетных партитур, созданных на данный момент. И именно Прокофьев является паровозом этого проекта, как выразился хореограф-постановщик Кирилл Симонов. У балетной труппы карельского музтеатра уже есть опыт "Ромэо и Джульетты", поэтому логично, что взялись и за "Золушку". События создатели спектакля перенесли в середину ХХ века, в 40-е годы. Причем специально попытались запутать зрителя, чтобы в какой-то момент он расстроился, в какой-то обрадовался, но что ждет в конце, никто на пресс-конференции не рассказал, сохранив интригу. Кирилл Симонов лишь сказал, что конец у балета сложный.
Золушка - Алевтина Мухортикова
Идея вновь взяться за музыку Прокофьева родилась у Кирилла Симонова еще 2 года назад. Но тогда средств на постановку не было. За это время концепция спектакля претерпела сильные изменения. В конечном итоге проект профинансировала некая бизнес-леди из Москвы, которая имеет карельские корни. Она видела ту "Золушку", над которой Симонов уже трудился в 2007 году, и, видимо, представление произвело впечатление на бизнесвуман.
В 2007 году в Новосибирске вместе с Кириллом Симоновым над "Золушкой" работал художник-постановщик Эмиль Капелюш. Тот же же дуэт создавал и "карельскую Золушку", которую Петрозаводск увидит 18 мая. Но это будет совершенно другая "Золушка". Причем, как выразился Кирилл Симонов, ее можно назвать третьей, потому что замысел постоянно менялся. В какой-то момент все были даже готовы оставить эту идею. Но, оценив, сколько затрачено сил и средств, решили продолжать. Тем более что та команда, которая работает в театре сейчас, идеально подходит для этого проекта. А через какое-то время на горизонте возникла "сказочная фея" в виде упомянутого выше спонсора.
Хореограф-постановщик Кирилл Симонов
и художник-постановщик Эмиль Капелюш
Когда проект начался, Кирилл сразу предложил Эмилю Капелюшу "советскую концепцию" спектакля. Героев было решено поместить в реалии сталинского Советского Союза. Эмиль Капелюш, отличающийся радикальными антисоветскими взглядами, все-таки, как художник, признает выразительность того стиля, что господствовал в те годы в нашей стране. Было интересно перенести ту проекцию псевдо-римского имперского стиля на театральные подмостки. С другой стороны Капелюш попыталась создать иллюзию саморазрушения этого стиля, как недолговечности советского строя. Как любой мировой империи. Режиссер выразил надежду, что в республике сохранится балетная труппа, которая не будет в дальнейшем делать проходные спектакли, как во многих театрах, работающих по простой системе: 2-3 стандартных классических произведения, которые можно играть для туристов, иностранцев, в целом являясь заурядными учреждениями, которые не представляют большого интереса.
Дирижер Святослав Лютер и
художник по костюмам Яна Глушанок
По словам дирижера Святослава Лютера, он согласился на эту работу сразу же. Для любого дирижера музыка Прокофьева - это в первую очередь симфоническое начало, интересные новаторские находки.
- Прокофьев - замечательный стилизатор, - сказал дирижер. - В его музыке можно найти и ультра-современные тенденции, которые до сих пор поражают, и обращение к классическим жанрам. Для любого театра иметь в репертуаре балеты Прокофьева - это очень серьезная заявка на уровень театра и его оркестра. Если оркестр достойно выходит на "Золушку", "Ромэо и Джульетту", в этом зерно роста театра, которым любая труппа должна гордиться. Результатом этой работы... Наверное, еще рано говорить "доволен", но он для меня позитивен, и я надеюсь, что впереди у нас еще будут другие совместные работы.
Кстати, волшебные моменты вокруг спектакля не заканчиваются счастливым появлением мецената. Однажды возле дома художника по костюмам Яны Глушанок на помойке кто-то оставил 7 чемоданов различных старых костюмов, за которые тут же зацепился профессиональный глаз. Все эти выброшенные "тряпки" были тут же пущены в дело и перешиты на актеров. Причем на сцене появятся и те самые старые чемоданы, с которыми старая одежда была выброшена.
Мачеха - В. Мэркулеску
Золушка - А. Мухортикова
Это будет необычный спектакль, необычный не только своей концепцией, но и тем, что он станет последней работой Кирилла Симонова в Карелии.
- Для меня это "лебединая песня", потому что это последний мой проект в этом театре, - сообщил на пресс-конференции Кирилл Симонов. - И тем болезненнее это для меня. Но сделано все было с большой любовью.
На вопрос, не будет ли он продлевать контракт, Симонов ответил уклончиво: "У нас есть министерство культуры, задайте им этот вопрос", добавив, что пресс-конференции по поводу завершения его работы в театре не будет. Впрочем, никто не отрицает в будущем совместных проектов хореографа и Музыкального театра Карелии.
Следить за новостями