Опустится ли Музыкальный театр Карелии на уровень провинциальной площадки?
Возник такой вопрос в культурной среде республики. И эти настроения имеют реальную подоплеку. Как известно, карельский Музыкальный театр находится в некоторой... сказать ли, конфронтации? Лучше мягче - находится в противоречии с Министерством культуры республики. Как, наверняка, и почти все остальные учреждения культуры, не получающие достаточного финансирования, поддержки со стороны власти. И получается так, что уровень культуры наших людей хранится глубоко внутри человеческих душ и не выходит в свет, объединяя и укрепляя общество. Потому что существующая инфраструктура культурной сферы в Карелии не создает для этого надлежащей основы. Хотя, казалось бы, все для этого есть - целых пять театров на такой маленькой город, как Петрозаводск, множество музеев, консерватория, множество музыкальных коллективов самой различной направленности... В чем же тогда дело?

Когда Кирилл Симонов объявил о том, что контракт его закончен, и он покидает театр, возник резонный вопрос - не будет ли он его продлевать? Ответ его мы уже публиковали ранее: "У нас есть министерство культуры, задайте им этот вопрос", - сказал он и добавил, что пресс-конференции по поводу завершения его работы в театре не состоится. Именно на чиновников карельского Минкульта хореограф возлагает вину за то, что не было возможности радовать карельских любителей театра частными премьерами - на постановки не выделялось денег. Даже последнюю работу Симонова - балет "Золушка", который многие называют уникальным и масштабным и по замыслу, и по исполнению, - полностью спонсировала предпринимательница из Москвы. Никакого общения у театра с властью не получилось, министерство не интересовалось жизнью театра, не отмечало премьеры. Все это в конце концов, по словам хореографа, привело к тому, что карельский балет вновь оказался в опасной ситуации, когда он рискует скатиться на уровень мелкого провинциального шоу. Новый руководитель Карелии Александр Худилайнен, обращаясь к парламенту РК во время процедуры назначения, обещал обратить внимание на культуру и спорт. Но если это и произойдет, то уже при другом хореографе, поскольку Кирилл Симонов уже покинул Карелию.

К слову, кое-кто из представителей той же культурной среды считает, что отъезд хореографа только на пользу. "Он внес совершенно чуждый нашей среде пост-модернизм, привнес какие-то чужды традиции, - считает один из постоянных посетителей Музтеатра. - Это интересно, да, но только в качестве разового эксперимента. Если смотреть глобально, то начинаешь понимать, что он берется за масштабные работы, и делает их почти одинаково. Все его работы считаются успешными только потому, что раньше не было подобного, и потому, что не так часто он что-либо ставил. Симонов просто вывел наш театр на новый уровень застоя - это стало бы явственно заметно через год-другой. Поработал - ушел, а новый хореограф принесет свежий взгляд. Вот это и есть развитие. Надо только не ошибиться с кандидатурой нового хореографа".

Во время той же пресс-конференции дирижер Святослав Лютер сказал: "Для любого театра иметь в репертуаре балеты Прокофьева - это очень серьезная заявка на уровень театра и его оркестра. Если оркестр достойно выходит на "Золушку", "Ромэо и Джульетту", в этом зерно роста театра, которым любая труппа должна гордиться". Сейчас тех, кто следит за развитием Музыкального театра Карелии, волнует серьезный вопрос: сможет новый хореограф, что придет на смену Кириллу Симонову, удержать этот уровень. А новые артисты - справиться с ролями.

В театре - как в правительстве: новый начальник формирует свою команду. Новый хореограф, как правило, подготавливает и новую труппу. Не всегда, конечно. Непосредственно в театре сообщили, что какие-либо выводы делать рано, и произойдет ли полная смена состава, утверждать не спешат. Артисты все еще переживают премьеру, состоявшуюся 19 мая - "Золушку". При этом директриса Елена Ларионова и не отрицает, что новая труппа может не справиться с проектами симоновского уровня. Сейчас уже согласована кандидатура нового хореографа, который придет на смену Симонову, и подписан приказ о его назначении. Правда, имя называть в театре не спешат. Все комментарии в театре обещаются с понедельника.

Те, кто не успел на премьерные показы, смогут увидеть спектакль 5 и 6 июня. Ведь, кто знает, это может оказаться последней работой Музыкального театра такого уровня.
Следить за новостями