20 сентября Андрей Нелидов представил общественности новую концепцию развития музея-заповедника
Работали над ней, как подчеркнул директор музея, все пожелавшие принять участи сотрудники, а кроме того, независимые эксперты в лице специалистов московской Лаборатории музейного проектирования и организации «СПОК». Концепция пока предварительная и может быть подкорректирована.

Основная проблема развития острова, как указано в документа, - это плохая транспортная доступность. Билеты недешевые, время стоянки теплохода всего три часа, плюс к тому зимой на остров попасть и вовсе непросто. Сейчас остров Кижи принимает около 140 тысяч посетителей за 4,5 месяца навигации, а в промежутке до следующей весны — меньше 4 тысяч. Малое время стоянки оставляет невостребованной три четверти экспозиции, доступной в музее. На территории вокруг острова и вовсе почти никто не бывает.

Антропогенная нагрузка в основном сконцентирована в южной части острова, где расположена Преображенская церковь, и близка к максимально допустимой.

"Таким образом, цель транспортной доступности — не столько рост турпотока (концепция предполагает его увеличение на уровне 40 процентов, т. е. примерно до 200 тыс. человек в год), сколько равномерное распределение антропогенной нагрузки на остров за счет расширения экспозиционной территории и ее доступности в любое время года", - сообщает пресс-служба музея-заповедника.

Для повышения транспортной доступности предполагается радикально: завести в музее свой флот и всесезонный транспортный парк.

После решения транспортной проблемы можно будет создавать новый туристический продукт: например, предлагается строить на месте ныне исчезнувших деревень копии старых домов. Это позволит сохранить аутентичный вид, к тому же на новые здания не будут распространяться жесткие музейные ограничения: там можно будет демонстрировать традиционные обряды и ремесла, селить сотрудников и гостей, размещать реставрационные мастерские и фондохранилища, открывать экспозиционные площадки, медпункты, торговые точки, кафе и т. д.

Также планируется строительство жилья для работников музея - это давно наболевшая проблема. Строить будут также в историческом стиле. Кроме того, необходимо проведение коммуникаций, которые на острове до сих пор есть далеко не везде.

Важнейшее место в концепции занимает реставрация памятников острова. Безусловная первоочередная задача — завершение реставрации Преображенской церкви. Стратегическая цель — сохранить традицию деревянного зодчества. Одновременно предполагается создание центра традиционных технологий и
центра традиционного судостроения.

Параллельно будет развиваться служба сохранения памятников, поскольку современный музейный подход предполагает создание условий для поддержания стабильного состояния объектов, когда необходимость в их реставрации значительно отодвигается во времени.

По грубым подсчетам, на реализацию проекта потребуется 6,8 миллиарда рублей. Насчет рентабельности Андрей Нелидов высказал мнение (его поддержал директор Национального музея Михаил Гольденберг), что музей не может быть самоокупаемым по определению, поскольку его цель — не извлечение прибыли, а сохранение и презентация культурного наследия. Эксперт Лаборатории музейного проектирования Елена Лебедева, добавила, что, как показывает мировой опыт, возможен косвенный экономический эффект. Например, на создание музейного квартала в Вене городские власти потратили сотни миллионов евро, задавшись целью увеличить среднюю продолжительность пребывания туриста в столице Австрии всего на один день. Но на этот день туристу нужна гостиница, экскурсии, транспорт, питание, что положительно сказывается на экономике города в целом.

Отрицательных откликов концепция не получила.
Следить за новостями