В честь своего 80-летия Симфонический оркестра государственной филармонии представит программу из произведений, наполненных "духом нечистой силы"
28 ноября в 19.00 в Большом зале Карельской государственной филармонии состоится праздничный концерт, посвященный 80-летию Симфонического филармонического оркестра. Руководить составом будут дирижеры, работавшие с оркестром в былые годы - Олег Солдатов и Мариус Стравинский и нынешний руководитель Анатолий Рыбалко. Солистом выступит лауреат международных конкурсов, пианист Петр Лаул. В концерт включены сложнейшие оркестровые сочинения, известные «демоническим содержанием». В программе прозвучат произведения М.Мусоргского – «Ночь на Лысой горе», С.Рахманинова – «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром и Д.Шостаковича – Симфония №5.

Как правило, Модест Мусоргский писал произведения для вокала - оперы, романсы, песни. Но композитор оставил также и четыре небольших произведений для оркестра. Одно из них посвящено славянской мифологической нечисти – «Ночь на Лысой горе». В этом сочинении Мусоргский обратился к народным сказаниям, тщательно выискивая описания шабаша в различных книгах. Модест Петрович очень гордился тем, что сочинение получилось «российским» и «самобытным», форма его подсказана не европейскими образцами, а исключительно стремлением живо, красочно передать особенности замысла.

В основу «Рапсодии на тему Паганини» положена знаменитая тема Никколо Паганини (каприс №24). Рахманинов рассчитывал «оживить легенду о Паганини» - легенду, по которой драма и гибель великого скрипача объяснялись вмешательством «нечистой силы», завладевшей душой артиста. Недаром Рахманинов включил в нее мотив знаменитой «Dies irae» - средневекового хорала, описывающего Судный день.

С появлением 5 симфонии Шостаковича в искусстве произошло событие огромного масштаба: родилась подлинная симфоническая классика, явление мирового значения. Почти любое искусство, рожденное в конце 30-х годов прошлого века, особенно в кровавый 37-й, считается посвященным страданиям советского народа и кошмарному времени, когда огромная страна днем бурлила энтузиазмом под бодрые песни Дунаевского, созидала, поднимала целину, а по ночам не спала, охваченная ужасом, каждую минуту ожидая шагов на лестнице и рокового стука в дверь. Считается, что именно об этом рассказывала новая симфония Шостаковича. В то время композитор находился под давлением - критики и власть посчитали его произведения слишком сложными, что не удивительно в "эпоху великих строек": простая рабочая молодежь не стала бы слушать оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей». В те и без того сложные времена обществу был необходим оптимизм, который могли дать простые, доступные песни и признанная классика. От Шостаковича требовали упростить музыкальные формы. Поэтому к работе над 5 симфонией Шостакович приступил в надежде, что она станет его политической реабилитацией. Композитор даже дал симфонии подзаголовок «Ответ советского художника на справедливую критику». Подробнее читайте и больше видео смотрите на сайте "Ваш Досуг".


"Ночь на Лысой горе". Фрагмент м/ф "Фантазия" Уолта Диснея
Следить за новостями