7 мая 1985 года было принято постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Текст этого документа напечатали все газеты

Антиалкогольная кампания, инициированная Михаилом Горбачевым, стала одной из самых известных в истории СССР. К тому времени потребление алкоголя достигло ужасающих масштабов: 10,5 литра в год на человека.

На самом деле инициатива исходила от членов Политбюро ЦК КПСС Михаила Соломенцева и Егора Лигачёва. Вслед за Юрием Андроповым они полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду. Главной причиной назывался алкоголизм.

Для борьбы с пьянством закрывали винно-водочные магазины, реализацию спиртного ограничили жесткими временными рамками — с 14 до 19 часов. В 2−3 раза увеличили стоимость водки, самая дешевая стала стоить 9,4 рубля. Ввели запрет на потребление алкоголя в общественных местах: парках, скверах, поездах и т. д. Шла борьба за «трезвые» свадьбы, юбилеи, банкеты. В пропаганду здорового образа жизни были вовлечены профсоюзные, партийные, общественные организации.

Последняя антиалкогольная кампания СССР привела к увеличению продолжительности жизни (на 2,6 года у мужчин), снижению смертности (на 180 тысяч человек в год), росту рождаемости (на 10%), снижению уровня преступности. Вместе с этим сократились поступления в бюджет от дохода пищевой промышленности: с 60 млрд. в 1985 году до 38 млрд. в 1986-м и 35 млрд. в 1987-м.

Во время кампании массово вырубали виноградники. По официальным данным, только в Молдавской ССР было уничтожено 80 тысяч гектаров виноградных участков. В России за пять лет (с 1985 по 1990 год) площади виноградников снизились с 200 до 168 га, а среднегодовой сбор ягод сократился почти в два раза — с 850 тысяч тонн до 430 тысяч тонн.

Резко выросла спекуляция, многократно увеличился спрос на сахар и другие товары, среди которых была и зубная паста, и одеколон, и прочие спиртосодержащие продукты. В спекуляции обвинялся каждый десятый работник сферы торговли, а к ответственности за нарушение продажи спиртного было привлечено более 60 тысяч человек. Употребление технических жидкостей вело к массовым отравлениям.

В стране расцвело самогоноварение, как следствие — наступают перебои с сахаром. Зелье вынуждены варить даже те, кто и не помышлял об этом. В условиях, когда не развита инфраструктура услуг, любая помощь по дому оказывалась «по знакомству», а расплачивались зачастую бутылкой. Самогоноварение для многих стало прибыльным бизнесом и процветало даже после отмены антиалкогольных мер.

Позже инициаторы кампании признают свои ошибки.

Егор Лигачев: «Я был самым активным организатором и проводником той антиалкогольной кампании. Мы хотели быстро избавить народ от пьянства. Но мы заблуждались! Чтобы справиться с пьянством, нужны долгие годы активной, умной антиалкогольной политики".

В 2005 году Горбачёв в одном из интервью заметил:  «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно».

читайте об этом на сайте Школажизни.ру

Следить за новостями