За последние четыре месяца в рубрике «ВСЁ» о здоровье» трижды выходили сюжеты и статьи (https://vse.sale/news/view/37128 ) об изменениях в работе третьей городской поликлиники (https://vse.sale/news/view/36986 ), которая модернизирует формы работы с пациентами (https://vse.sale/news/view/37389 ). И новый подъём заболеваемости ОРВИ и COVID-19 снова заставил медиков искать новые способы взаимодействия с заболевшими, потому что их количество возросло многократно. И сегодня мы расскажем о том, что медучреждение предлагает нуждающимся в медицинской помощи.

Новые задачи

О том, что нынешний всплеск заболеваемости отличается от предыдущих волн, говорят медики во всех странах. Это подтвердили и петрозаводские доктора. Главный врач третьей поликлиники Петрозаводска Ольга Романенко отмечает, что омикрон поставил перед здравоохранением новые задачи.

«Это возможность организации полного дистанционного ведения пациентов. Возможность максимального обследования их на ПЦР- и ИХА-тесты (экспресс-тесты, результат которых готов в течение 15-30 минут). Причём, изменились подходы к тестированию. Сейчас можно только ИХА-тестированием устанавливать наличие диагноза, ПЦР-подтверждения не требуется, - сказала руководитель медучреждения. – Ещё большой вызов для нас – это необходимость развезти и раздать большое количество лекарств пациентам и, конечно, как-то их успокоить».

Ежедневно за медицинской помощью обращаются примерно 500 человек. 300 из них – те, кого нужно обслужить на дому (между прочим, учреждение рассчитано на обслуживание всего 60 вызовов в день), остальные приходят в «красную зону». По словам Ольги Юрьевны, показатели заболеваемости последних недель примерно такие же, как и в декабре 2020 года. Но у 98% пациентов течение болезни лёгкое.

«Большое количество людей болеет легко, но им нужно оформить листки нетрудоспособности, определиться с контактными лицами и оформить больничные для них, если им положен карантин, уведомить обо всех изменениях, потому что сейчас карантинные мероприятия сокращены до семи дней. То есть нам необходимо провести очень большую организационную работу», - подчеркнула главврач.

          Чтобы справиться с медицинскими и организационными задачами пришлось изменить на время функциональные обязанности персонала. Всех докторов (стоматологов, специалистов функциональной диагностики, врачей дневного стационара и узких специалистов) перевели на работу в «красные зоны» и на обслуживание вызовов.

В отделении профилактики, которое в ноябре переехало на Первомайский пр., 41, в здание напротив главного корпуса поликлиники, продолжают делать прививки и вести доврачебный приём. Терапевт там тоже принимает.

«Если человек почувствовал себя плохо, это не ОРВИ, ему нужно обратиться к врачу, конечно, мы должны оказать эту помощь. Например, у него течение гипертонической болезни ухудшилось, ему нужно поговорить с доктором о смене терапии или даже провести какие-то исследования, - пояснила Ольга Юрьевна. - Также не приостановлена плановая помощь для онкобольных, потому что они продолжают получать химиотерапию и требуют обследования перед этим. Лицам, которые идут на плановую госпитализацию, тоже нужно пройти обследования, быть осмотренными терапевтом. Визит к этому доктору необходим и тем, кто оформляет различные справки. Например, на медико-социальную экспертизу, санитарно-курортное лечение. Мы не остановили и приём эндокринолога, он был очень востребован, а также узких специалистов по необходимости. Но часть врачей, к сожалению, заболела. Мы надеемся, что они быстро поправятся (мы все вакцинированы, течение заболевания лёгкое), тогда поликлиника более ритмично заработает».

Алгоритм действий пациентов

А теперь о самом важном – о том, что нужно знать пациентам пяти районов (а это 35 тысяч человек), которые относятся к третьей поликлинике (Первомайский, Октябрьский, Сулажгора, Соломенное, Сулажгорский кирпичный завод). Если вы почувствовали недомогание, сразу бежать в поликлинику не надо. Важно сначала дозвониться до медучреждения.

«Наш самый главный телефон – 70 11 21, мы увеличили количество каналов связи. Там есть голосовое меню, которое предлагает выбрать номер по конкретному вопросу, который вы хотите задать. Если вам ничего не подходит, вы просто дожидаетесь ответа оператора, - отметила Ольга Романенко. - У нас продолжают функционировать горячая линия поликлиники (+7 909-571-99-91) и горячая линия «Ковид» (+7 965-817-11-07), но она работает в определённые часы: с 16:00 до 19:00. Работает и линия администратора Центра сопровождения пациентов второго этажа (+7 906-207-18-44)».

Когда вы дозвонитесь, оператор задаст вопросы. Обязательно уточнит возраст и привились ли от ковида. Если заболевший старше 65 лет, то доктор приедет к нему домой. Потому что у людей этой возрастной категории течение болезни может быть более тяжелым. Его могут осложнять хронические заболевания, которые, как правило, есть почти у каждого пожилого человека. После звонка запаситесь терпением и ждите доктора (о том, что количество вызовов в пять раз превышает норматив, мы уже упомянули). Врачи работают с 8 утра до 20:00, но в такие трудные периоды они часто ездят к больным и до 22:00. Вопрос о прививке, который задаст оператор колл-центра, тоже важен, потому что вакцинированные переносят болезнь намного легче.

Людям в возрасте до 65 лет врач может быть и не нужен. Медик после опроса пациента по телефону решит, каким будет его обследование и лечение. Возможно, что будет достаточно только дистанционной формы наблюдения (через день из поликлиники будут звонить, чтобы узнать состояние пациента и при необходимости скорректировать лечение; больничный откроют и закроют тоже дистанционно).

«Пациентов мы, конечно, не всех оставляем на дистанте, потому что тут есть своя опасность, омикрон впервые и надо посмотреть. Если совсем молодой и с минимальными симптомами, то можно вообще всё сделать дистанционно. Если пациент средних лет, есть симптомы заболевания, он беспокоится то мы приглашаем в «красную зону», - сказала главврач.

          Если медработник направит заболевшего в «красную зону» поликлиники, нужно помнить, что нельзя заходить в здание через центральный вход. Отдельный вход оборудован со двора.

«Красную зону» сейчас увеличили. Если раньше был только один кабинет (№14) на цокольном этаже, то сейчас их минимум шесть. Половину первого этажа отдали под нужды «красной зоны». Чтобы потоки здоровых и заболевших не смешивались, на первом этаже появилась дверь, отделяющая опасную зону от остальных помещений медучреждения.

«В красной зоне мы работаем более эффективно. Там сразу можно провести экспресс-тест, тут же узнать его результат, тут же получить лекарственный препарат, если тест положительный, тут же открыть больничный на 10 дней и пойти домой лечиться. И сразу врач предупреждает о дне заборе контрольного мазка и оформляет направление. Пациент уходит домой спокойный, обследованный, знающий, что ему делать дальше», - отметила доктор.

Если у пациента подтвердился ковид, поликлиника обеспечит его лекарствами. По словам главной медицинской сестры Елены Астафьевой, в хранилище есть неснижаемый запас препаратов.

Часть пациентов получит их сразу у врачей в «красной зоне», остальным медикаменты доставят волонтёры. Контакта с заболевшими у них не будет, пакеты они оставят после звонка у дверей. Но доставить лекарства такому огромному количеству заболевших непросто. Поэтому руководство поликлиники просит родственников больных, тех, кто не проживает вместе с ними, не контактирует, забрать в поликлинике препараты для своих близких.

 

«Самое сложное – агрессивные пациенты»

С 2020-ого года, когда нагрянула беда под названием COVID-19, вместе с опытными врачами на передовой оказались и начинающие медики. Учащиеся Петрозаводского медколледжа и мединститута ПетрГУ постоянно помогают больницам и поликлиникам республики. И сейчас из-за резкого скачка заболеваемости летнюю практику четверокурсникам перенесли на зиму. В третьей поликлинике они работают с 31 января в колл-центрах. Их, кстати, несколько. Одни принимают звонки от тех, кто только-только заболел. Другие осуществляют аудиоконтроль, обзванивая пациентов.  

Четверокурсник мединститута Иван Гольберг работает на приёме звонков. Позитивный и энергичный будущий педиатр говорит, что любая практика полезна, так как она позволяет понять, что на всех уровнях (санитар, медбрат, врач) работа тяжелая, везде непросто. Мы спросили, что за первую неделю практики в третьей поликлинике было самым трудным. 

«Самое сложное – агрессивные пациенты, которые пугают жалобами. И то, что поначалу мы не знали, как и что делать. Сейчас мы более-менее притёрлись и меньше мучаем вопросами нашего куратора», - ответил молодой человек.  

          Полина Касатикова тоже учится на четвёртом курсе. Эта серьёзная и ответственная девушка – будущий терапевт. Здесь она обзванивает заболевших пациентов, чтобы проконтролировать их состояние.

«Для меня необычно то, что такое большое количество пациентов. Я не ожидала, когда сюда пришла, что так много людей у нас сейчас болеют, - поделилась практикантка. - В первый день я сделала, наверное, звонков 40-50. Что такая практика даёт будущему терапевту? Есть возможность пообщаться с пациентами, начать немножко дифференцировать какие-то диагнозы. У многих есть сопутствующие заболевания: сахарный диабет, хронические заболевания почек и проч. Сразу начинаешь думать, что рекомендовать, если у человека аллергия. Для будущей профессии такой опыт полезен».

          Студенты сказали, что всегда им оказывает поддержку персонал поликлиники. В первый день практики они прошли подробный инструктаж у главной медицинской сестры и встретились с представителем отдела кадров.

«Ежедневно студенты отмечаются в отделе кадров с утра, то есть мы знаем, все ли пришли на практику. Если кто-то из них заболел или отсутствует по какой-либо причине, мы узнаём в тот же день, - рассказала главная медсестра Елена Астафьева. - Каждый практикант закрепляется за каким-то структурным подразделением. За каждым студентом закреплён круг функциональных обязанностей. У студентов обязательно есть куратор. В поликлинике они работают 4-7 часов в день, что предусмотрено договором практики».

Группы студентов Петрозаводского медколледжа сменяют друг друга каждые две недели. У представителей мединститута ПетрГУ практика обычно длится 21 день. Эта группа пришла 31 января и будет в поликлинике до марта.

Усилить команду медиков приехали и студенты 4 курса Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета. Это шесть человек, у которых есть сертификаты среднего медицинского персонала. Привлечь кадры удалось благодаря активному взаимодействию Минздрава Карелии с вузами российских городов. «Это люди, которые нам будут помогать, которые сядут на аудиоконтроль, которые выедут забирать мазки, которые могут также поучаствовать и в доставке лекарственных препаратов. То есть это – дополнительные руки, для нас очень хорошее подспорье», - подчеркнула главврач поликлиники Ольга Романенко.

Самое главное – не паниковать, а вакцинироваться

          Третья поликлиника работает на пределе возможностей. Не всё из задуманного сразу получается сделать, но меры принимаются.

«Для нас самое главное, чтобы пациенты не паниковали. Я, конечно, понимаю, что у многих сейчас много беспокойства, раздражения. Но очень много усилий поликлиника прилагает, чтобы решить проблемы. Все уже легко идут на взаимодействие и помощь. Правительство республики и Заксобрание, например, предоставили нам служебный транспорт, поэтому в данный момент в распоряжении поликлиник не пять машин, а девять. Очень быстро пришли волонтёры, не так, как было в предыдущие волны. Но нагрузка у нас всё равно большая. Я бы очень хотела, чтобы люди не волновались. Сейчас нет тяжелых форм, это самое главное. И обязательно нужно вакцинироваться!» - подчеркнула Ольга Юрьевна.

          Медики ожидают резкий спад нынешний волны омикрона во второй половине февраля. Но, судя по данным британских учёных, расслабляться рано. Таких пиков у омикрона будет несколько, написал на своей странице в «ВК» региональный министр здравоохранения Михаил Охлопков: «Нам надо готовиться ко второй волне омикрона в начале-середине марта. Она будет такой же сильной (если не сильнее), как нынешняя…Вывод: расслабляться не надо. Штамм «Омикрон» не такой безобидный, как кажется. Конечно, тем, кто вакцинировался и ревакцинировался, повезло больше. Они переносят ковид в лёгкой, часто незаметной форме. Но невакцинированные граждане по-прежнему – слабое звено в цепи коллективного иммунитета. И рвётся цепь именно здесь».


 

Автор: Алёна Сянтти

Фото: редакция онлайн-газеты «ВСЁ»

Следить за новостями